интернет-магазин игрушек
Мск: 8(495) 99-55-800
Спб: 8(812) 643-20-22
ГлавнаяБиблиотека Статьи Проекта "Работа + конкурс" Развивающие игры

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ - КАК ПУТЬ К ОШЕЛОМЛЯЮЩИМ УСПЕХАМ!

Вот статьи на тему "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ - КАК ПУТЬ К ОШЕЛОМЛЯЮЩИМ УСПЕХАМ!", котрые прислали в Жили-были участники конкурса:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ - КАК ПУТЬ К ОШЕЛОМЛЯЮЩИМ УСПЕХАМ!

Вы думаете, что просто покупаете игрушку?
Нет, вы проектируете при этом человеческую личность.
Б. П. Никитин

                                  

Все родители мечтают о том, чтобы их малыш вырос умным и любознательным, чтобы он легко и с удовольствием учился. Ведь от этих качеств и способностей зависит его будущее. А что конкретно можем сделать мы, чтобы помочь ему?

КУПИТЬ ИГРУШЕК? НО КАКИХ?

Что есть -  развивающие игры? – Это те игры, которые не просто развивают ребенка интеллектуально, это игры, которые просто нравятся детям. А когда детям что-то нравится, - они отдают этому все свое внимание, восхищение, всего себя. И именно в этот момент, когда они действительно увлечены – детки максимально восприимчивы ко всему новому. И это время нужно использовать по максимуму, потому что такое восприятие информации, когда в глазах ребенка читается  лишь бесконечный интерес и восторг, - приносит много пользы и «перегрузить» такого малыша практически невозможно. Хотя, и следует остановиться в определенный момент, чтобы не было чувства пресыщения, а хотелось бы, наоборот, играть в такие игры еще и еще. Т. е. наша задача – сделать эти игры всегда интересными и желанными.
Необходимо быть чуткими к предпочтениям малыша, чтобы эти игры-уроки вызывали только положительные эмоции, и в результате, мы получим отличный обучающий эффект.
Причем, этот эффект, не потребует от малыша много сил, но зато принесет ему много радостных эмоций, тем более, что мы будем его постоянно подбадривать и не часто, но хвалить. Так вот, те игры, которые будут приносить такие эмоции, и с которыми захочется играть опять и опять,  - и есть развивающие – на мой взгляд.
Конечно, развивающих игр сейчас очень много. И, как мне кажется, каждая мама, сама определяет – какая игрушка будет развивающей для ее малыша, а какая – так, лишь для удовлетворения сиюминутных потребностей.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Можно ли отнести кукольный театр к развивающим играм? Конечно!
Кукольный театр – это просто огромное поле для творчества, для развития воображения, фантазии!
Я помню, когда была совсем еще мелкой, папа часто водил меня в кукольный театр, и вот однажды, перед спектаклем всем деткам, в том числе и мне, раздали пчелок на палочках и в определенный момент, мы все должны были поднять их вверх, и при этом необходимо было жужжать. Это было так здорово, захватывающе – просто потрясающее чувство! Я представляла себя настоящей пчелкой и ощущала свою важность – ведь я была частью всего происходящего действия, частью сказки! Это ведь так важно для ребенка – чувствовать свою нужность, помогать взрослым, чтобы ощущать себя личностью!
А у моего малыша не было предела удивлению, когда я ему показала куклу, одетую на руку и говорящую маминым (или не маминым ?!) голосом! А когда, кукла здоровалась с ним за ручку – столько было восторга и желания пообщаться! И вот, дело дошло до, собственно, спектакля. – Вдруг, мама спряталась за спинкой кровати, и на воображаемой сцене сменяли друг друга бабка, дедка, заяц…, да еще разговаривали разными голосами! Ребятенок наблюдал за всем происходящим с большими глазами и все пытался поучаствовать в спектакле. Я не препятствовала, а наоборот, побуждала  его самого поиграть с куклами, пообщаться с ними, попрыгать, потанцевать. Вот так у нас появились новые друзья, которые помогали нам развивать  наше воображение :).

Потом, мы приобрели пальчиковых кукол – вот где чудо! 
Здесь работа не только для ручек, но и для пальчиков и для той же фантазии! Зверята на пальчиках разговаривали с малышом, звали с собой поиграть, спрашивали: Как дела? И просили покатать их на многочисленных сынишкиных машинках. А пока малыш их катал, мама все пыталась выяснить: Куда поехал лев? Где живет собачка? Как погуляла панда? А леопард хочет еще покататься? А сын серьезно задумывался и давал свои какие-то смешные ответы, т. е. мои попытки оживить его воображение, как мне кажется, заканчивались успехом. Может быть, это совпадение, но я склонна думать, что именно в результате такого общения у малыша заиграло воображение. Я наблюдаю, как малыш пытается увидеть в обычных вещах что-то необычное. Например, когда он ест кашу, а потом начинает особенно сосредоточенно возить по ней ложкой, - вдруг увидит в тарелке солнышко, а на снегу с нашими следами – цветы, а на разбросанной на полу крупе – бублики. И все чаще он мне пытается рассказать, куда же поехали люди в автобусе, почему девочка плачет, зачем трактор убирает снег. Вот так и появляются первые вопросы, на которые малыш учится искать множество ответов, так, наверное, и развивается фантазия, благодаря которой многие игры могут стать увлекательнее, книжки – занимательнее, потому что помимо основного текста можно придумывать свой собственный сценарий.

ПОЧИТАЕМ?

Пользуясь случаем :), поделюсь опытом, как я приучила своего мальчишку слушать книжки.  Может быть, кому-то это поможет. Ведь это тоже так важно – читать книги. Наверное, любовь к хорошей литературе, да и просто к чтению не берется ниоткуда,  - ее тоже надо развивать.
До этого, максимум, что мне позволялось делать – это комментировать картинки в книжках, а когда я пыталась начать читать, сынишка захлопывал книжку и говорил: «Все!». Так вот, так уж случилось, что я знаю лишь одно длинное детское стихотворение наизусть – «Телефон» К. Чуковского. Этот самый стих, я рассказывала своему ребенку по несколько раз в день, но с очень красочными эмоциями  - изображала, как плакал крокодил, или таращила глаза, пытаясь изобразить страх за бегемота, которого нужно срочно вытащить из болота! Сынишка слушал меня, просто открыв рот. В дальнейшем, когда я снова и снова рассказывала ему сие произведение, делала паузы, и малыш радостно за меня продолжал строфу. Потом я подумала, что, возможно, ему нравятся рифмы Чуковского (простые, легко запоминающиеся) и купила большую книжку с его стихами и красочными картинками. Долго мы ее читали и очень много раз:)! Когда ему поднадоели эти стихи, мы легко, с удовольствием и по просьбе самого малыша, перешли на самые разнообразные сказки и стихи других авторов. И сейчас, когда я читаю до боли в языке, приходится просто просить пощады:).

ЧТО ЕЩЕ МОЖНО РАЗВИВАТЬ?

Чтобы развивать в своем ребенке сноровку, не обязательно ждать того, когда он повзрослеет. Можно начинать тогда, когда ребенок сам этого захочет, т. е. сам начнет как то  проявлять интерес к чему-либо. Например, мыть посуду. Уверена, всем маленьким деткам интересно все, что связано с водой – переливать воду из стаканов в тарелки и обратно и пр., - это очень занимательно и главное, полезно (кто знает о методике М. Монтессори). Или наливать воду из чайника в маленькие, большие и средние стаканчики и обратно, а потом, обязательно вытирать пролитую воду тряпочкой. И не нужно бояться что-то разбить. М. Монтессори в одной из своих книг пишет – удивительное дело, но стоит детям что-то задеть по неосторожности и, может, уронить или даже разбить – в следующий раз они будут гораздо аккуратнее. Они ведь умные создания! А сноровка не приходит откуда ни возьмись, - ее нужно тренировать, развивать, принеся в жертву, например, одну разбитую чашку. Хотя, вполне возможно, что и чашка целая останется, если удачно организовать среду и подготовить место для игры.

Пятидесятилетний опыт М. Монтессори показал, что детская среда должна повторять взрослую, а значит, игрушками должны служить те вещи, которыми мы обычно пользуемся в быту: посуда, коробки, флаконы, бутылки, мебель и т. д.
 И действовать с этими предметами нужно также, как в реальном мире: переливать воду, резать бумагу и ткань, шить, нанизывать бусины на нитку, мыть пол, подметать и т. п.  Ведь такие игры сделают ребенка самостоятельным, а значит, заставят поверить в собственные силы и укрепят самооценку.

С помощью них ребенок быстро поймет и запомнит основные законы мира: вода текучая, мокрая, разливается; песок сыпется, стекло бьется – хрупкое; формы бывают большие и маленькие, узкие и широкие и т. д.
И наконец, игры с предметами разной формы, размера и фактуры развивают мелкую моторику, что как доказали ученые, напрямую связано с развитием интеллекта.
Я со своим малышом практикую монтессори-игры с тех пор, как он научился сидеть, в упрощенных вариантах, разумеется. И поэтому, я знаю, что это доставляет большое удовольствие ребенку, и как следствие, маме.

Есть вот такие замечательные деревянные мишки. Некая разновидность рамок-вкладышей.              
Мишка-папа, мишка-мама и мишка-сын. Помимо того, что развивается моторика у малыша, во время одевания таких мишек, надо суметь различить одежду для мамы, папы и сына, т. к. папины ботинки не получится одеть маме, и мамино платье просто не подойдет сыну. Кроме того, у каждого мишки есть набор определенных эмоций – улыбаются, смеются, грустят. Т. о. малыш учится различать настроения, и по ходу одевания мишек, мы их жалеем, если они грустят и радуемся, если им весело.
В процессе этой игры приходится много говорить – объяснять малышу, что, несомненно, помогает в активном развитии речи, в правильном построении предложений, правильном применении родов, падежей и склонений.

Рамки-вкладыши. 
                
Основное назначение рамок-вкладышей тоже развитие мелкой моторики. Это, конечно, важно. Но, всегда можно разнообразить такое простое складывание вкладышей в рамки. Например, рассказать малышу, что зверята вышли погулять, и потом нужно проводить всех домой, чтобы они не потерялись или все звери веселились в лесу, но вдруг пришел волк и всех скорее нужно спрятать в домиках. А в случае с гибкими рамками-вкладышами, можно заодно учить геометрические фигуры, цвета, можно обводить сами фигуры или их контуры  и пр.

Логический куб. 
 С его помощью развивается моторика и сноровка. Довольно таки сложно засунуть геометрические фигуры в нужное отверстие и этому долго нужно учиться. И, чтобы запомнить такое большое количество геометрических фигур, тоже понадобится немало времени. А можно просто сортировать фигуры по цвету или обводить их карандашами, фломастерами, или пересыпать в этих «формочках» крупы, или… Много еще чего можно сделать, и сами детки обязательно нам покажут, что бы они хотели с этим сотворить, нам надо только повнимательнее прислушаться к их желаниям.

РАЗВИВАЕМСЯ ПО НИКИТИНУ

Наверняка, многие мамы штудируют литературу о развивающих методиках, и я – не исключение.
Мне по духу очень близки, оказались Никитинские игры, точнее даже, не игры, а их методы воспитания.
В одной из своих книг супруги Никитины сказали: Детей не нужно воспитывать,  - ими надо болеть! Так верно подмечено! Мы должны быть для своих детей друзьями, соратниками, путеводителями, должны чутко внимать их желаниям и предпочтениям!
Ведь если детям постоянно все запрещать, говорить: сюда нельзя - испачкаешься, это не трогай – просыплешь, сломаешь и т. п. – есть риск того, что вырастет из нашего малыша безинициативный человек, который не способен сам принимать решения и полагаться лишь на свои силы.
Надо обязательно давать деткам простор в их жадном самостоятельном познании окружающего мира, но с нашими подсказками (при необходимости) и страховками, разумеется. Ведь игра и познание мира – для малыша – это практически одно и то же.
Тогда мы закладываем в своем ребенке семена грядущего успеха. Успеха живого, свободомыслящего человека, умеющего логически мыслить, принимать любые решения и творчески созидать!

КАКИЕ ОНИ – НИКИТИНСКИЕ ИГРЫ?

Эти  игры,  могут  служить  хорошим  дополнением к современным детским  игрушкам, так  как дают,  во-первых,  богатую пищу  для развития творческих сторон  интеллекта малыша,  во-вторых,  учат родителей и воспитателей активно  участвовать в  этом процессе  и,  наконец,  в-третьих, позволяют  это делать в самое лучшее время, когда малыш наиболее восприимчив
к развитию, -- в дошкольном детстве...
Природа   щедро   наделила   каждого   здорового  ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться  на самый высокий уровень развития  в  творческой деятельности.
 Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку  идти вперед и  совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности,   в   отличие   от   обучения,   преимущественно   формирующего исполнительские черты у ребенка.

НЕСКОЛЬКО МОМЕНТОВ, НА КОТОРЫЕ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ИГРАЯ В РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ:

- когда детки совсем маленькие (1,5-3 года) лучше, если игра будет представлена в виде сказки, или элементы игры, в виде каких-нибудь сказочных персонажей. Так ребенка гораздо легче заинтересовать игрой до такой степени, чтобы он сам начал хотеть решать все новые задачи в играх
- во время таких игр, всегда должна быть непринужденная, веселая обстановка. Детки ведь всегда чувствуют – интересно взрослым или нет. Если малыш будет чувствовать Ваше желание, интерес, то обязательно захочет  поиграть
- самая большая и очень распространенная ошибка родителей – то, что они все стремятся делать за своих чад. Этого делать категорически нельзя. Так мы только мешаем деткам самим учиться думать, учиться преодолевать  трудности и можем даже просто отнять радость  от того, если бы он сделал это САМ. Если мы постараемся не мешать деткам проявлять свою самостоятельность – мы будем еще и культивировать их уверенность в себе
- конечно, когда малыш добивается успехов, его нужно похвалить, и не забывать подбадривать, если вдруг что-то не получается
- если в данный момент малыш не расположен играть, а мы будем его заставлять – хороших плодов это явно не принесет, поэтому играть лучше по обоюдному согласию. Но, и «переигрывать» тоже не стоит, дабы  не потерять интерес к игре. Еще и поэтому, лучше такие развивающие игры ставить на видное место, но не такое уже досягаемое, чтобы малыш сам просил Вас достать игру и поиграть вместе
- если малыш вдруг захочет побегать во время игры, конечно, сдерживать его не стоит, - ведь это его физиологическая потребность
- ну и начинать нужно с более простых задач, чтобы ребенок справился с легкостью с заданием и это, несомненно, подстегнет его интерес к занятиям.

 Б. П. Никитин советует начинать с  игры "Сложи узор" и "Рамки и вкладыши Монтессори". Здесь ребенку надо различать цвета и форму.
    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А вообще, кто как не мама и папа смогут лучше определить – с чего лучше  начинать! Наблюдайте за своими малышами, следите за их достижениями, не упускайте моменты для введения новых игр, новых задач и вместе радуйтесь успехам!
И потом, многие практикуют обучение своих детишек сразу по нескольким методикам: учимся читать по Доману, считать – по Зайцеву, логически и творчески мыслить – по Никитину и т. д.
 И здорово, что информации в наше время достаточно, остается лишь выбрать, что вам ближе, понятней, занятней для наших чад, и вперед – в увлекательный мир развивающих игр!

 

Всего Вам доброго!
Мама Руслана.

В ходе написания статьи, были использованы материалы из книги :
Б. П.Никитин. Развивающие игры

 

 

 


Товары
раздела
всего 10
Посмотреть все

Многофункциональный развивающий центр
6408.–
доставка:
добавить в корзину



Сложи квадрат 2 уровень сложности класс стандарт
472.–
доставка:
добавить в корзину



Блоки Дьенеша
548.–
доставка:
добавить в корзину



Альбом Блоки Дьенеша для маленьких
225.–
доставка:
добавить в корзину



Альбом На золотом крыльце...
440.–
доставка:
добавить в корзину



Палочки Кюизенера
548.–
доставка:
добавить в корзину



Пирамида Питер
289.–
доставка:
добавить в корзину



Лото развивающее
266.–
доставка:
добавить в корзину



Я учу дни недели
233.–
доставка:
добавить в корзину



Логическая игра IQ-Твист
466.–
доставка:
добавить в корзину


показано 16
Посмотреть все 10
Остальные статьи на тему Развивающие игры:
Развивалки-вырасталки... Светлана Смирнова
Играем с умом! Или немного о развивающих играх. Константинова Оля
Развивающие игры Мама Радмилы
Развивающие игры Дорофеева Елена


Читайте так же статьи на темы: