Игрушки для любимых детей.

Когда речь заходит о том, как выбирать игрушки детям, то как-то принято за ответом обращаться к профессиональным педагогом. Я, ни в коем случае, не против. Ведь, в конце концов, сейчас так много игрушек, что глаза разбегаются. Есть такие игрушки, назначение которых не всегда понятно с первого взгляда (например, не все взрослые понимают, какой смысл в «лимоне с дырками» (имеется в виду шнуровка-лимон).
Вот тут-то объяснения и методические рекомендации педагога-профессионала и нужны. Педагог может помочь сориентироваться по возрасту (своевременности) развивающих игрушек, объяснит их назначение, методическую полезность, даст указания к игре и т.д. и т.п. И, несомненно, это все очень полезно, но сейчас хотелось бы повести речь не об этом.

Сегодня, если задаться вопросом, то можно найти кучу статей о выборе «правильной» игрушки, написанной профессиональными педагогами. Но статьи педагогов, как и работы большинства профессионалов-теоретиков отличаются обобщенностью, они описывают развитие нормального, среднестатистического ребенка.
А теперь давайте задумаемся о наших детях. Интересно, а сможете ли Вы назвать своего ребенка «среднестатистическим»? Скорее всего, нет! Да и кто видел этих среднестатистических детей?

Так вот, в этой заметке о выборе игрушек, мне хотелось бы осветить родительский подход к этому вопросу. То есть поговорить о том, как выбрать игрушку для своего, такого единственного и такого несреднего ребенка.
Должна предупредить сразу, что нижеизложенные соображения очень субъективны, выводы сделаны исключительно из собственного опыта и случаев, подсмотренных у друзей и знакомых. И я, ни в коем случае, не претендую на универсальность своих высказываний. Мне просто захотелось немного дополнить профессионалов, да простят они мне мою смелость.

Хотелось бы начать с того, что кроме возраста, при выборе игрушки можно ориентироваться на ситуацию. Тут я не могу не рассказать историю, произошедшую лично со мной и, собственно говоря, сподвигшую меня написать эту заметку.
Так вот, пришла я с дочерью в детский магазин. Игрушек куча, а что купить не знаю! А так хочется купить дочке новую игрушку! Стою. Дочь на руках, вертится, хнычет, ей уже жарко! И тут я замечаю лейки, обычные такие, пластмассовые лейки... На улице зима, для леек не сезон:) Но мне так хочется ее купить... Я думаю: «Зачем? Ведь это будет очередная невостребованная игрушка...» И тут я вспоминаю, что дочь моя с недавнего времени разлюбила купаться, даже стала как-то бояться воды. «Вот», - думаю, - «может, с лейкой ей купаться понравиться?» И купила, и шла домой счастливая с пластмассовой детской лейкой, удовлетворенная своей покупкой:)
И знаете, тем же вечером дочка купалась с удовольствием, играя с водой и новой лейкой. Я еле вытащила ее из воды. Вот так! И страх перед водой прошел.

А что же произошло? По-моему, настоящее чудо! Я все это рассказала, чтобы проиллюстрировать простую мысль: «выбор игрушки – это творческий акт, и если он удался, то наградой Вам будет чудо!»

Сегодня многим родителям трудно уделять детям много времени и внимания. И многих это тяготит. Но и здесь можно найти выход. Вот пример: я знаю одну маму троих детей, которая в те периоды, когда ей приходилось часто отсутствовать дома, готовила еду с ощущением, что сейчас это единственная связь между ней и семьей (она очень рано уходила из дому и поздно возвращалась). И по ее словам, дети не ощущали недостатка маминого внимания. Так ведь, можно и игрушки сделать знаками Вашей связи с детьми! Только для этого надо вложить в игрушку часть своей души, одушевить ее, так сказать:)

Давайте по порядку: начнем с выбора. Если Вы сами выбираете игрушку (без ребенка), то выбирайте то, что Вам действительно нравится. Не то, что считаете нужным или полезным, а то, что нравится, во что Вы сами хотели бы поиграть! И ничего страшного, если это окажется не суперразвивающая игрушка, а банальный пупс или какой-нибудь мягкий кот. Я лично знаю одну годовалую девочку, которая засыпает в обнимку с огромным (с нее ростом) мягким львом. Она его любит! А другая знакомая мне девочка в возрасте полугода в любимые игрушки выбрала, привезенную из Крыма, деревянную ложечку, хотя у нее были всякие модные погремушки и дуги с игрушками.

И, поймите меня правильно, я вовсе не против развивающих игрушек и методик (в моем окружении принято играть с детьми и в стучалки, и в шнуровки, складывать пазлы, петь песенки Железновых, играть по книжкам Лены Даниловой и т.д. и т.п.). Но давайте вспомним и о том, что куклы и фигурки зверей – это гораздо более древние игрушки, чем, например, стучалки. И еще: вряд ли кто-нибудь оставит кубики Зайцева или карточки Домана или даже пирамидку уже, будучи взрослым, как воспоминание о детстве.
Я считаю, что ранее развитие – это хорошо, но счастливое детство, по-моему, еще лучше! Занимаясь развитием ребенка – главное не переусердствовать! Знаете, я сама умела читать уже в 4 года, а вот полюбила читать только в 17! Так что, ранее развитие в этом смысле мне оказалось ни к чему:) Итак, давайте не будем стесняться купить ребенку куклу, мячик, машинку и пр.

Следующим шагом может быть интересное дарение игрушки. Это может быть не только новогоднее вытаскивание из-под елки «подарков от Деда Мороза». Мне, например, когда я была маленькой, мама доставала подарки из шкафа с моей одеждой, приговаривая: «колдуй баба, колдуй дед, колдуй серенький медведь». И все мое детство было пронизано счастливо-горделивым, но тайным знанием того, что моя мама – добрая волшебница!
А еще я знаю вариант, когда брату с сестрой доставали подарки утром из-под их собственных подушек. А приносил эти подарки таинственный и никому невидимый «бабай».

В общем, это опять-таки творческое дело, и тут можно обратиться к собственной фантазии. Помните, однако, что обманывать детей нельзя – рискуете потерять их доверие! Очень важно не перейти грань между сказкой и обманом, и эту грань можно только почувствовать.

Дальше, если это уместно, можно придумать имя игрушке вместе с ребенком. Причем, иногда поименованы бывают довольно неожиданные вещи: у нас, например, дома есть мягкий динозавр Петя:) И, что уж говорить о детях, если взрослые солидные мужчины дают нежные имена своим автомобилям:) Мне известен Hyundai Gets, которого зовут Борька:)

Ну вот, в общем-то, и все! Осталось сказать еще пару слов о том, что иногда стоит все-таки ходить за игрушками вместе с детьми, вопреки советам педагогов. Понаблюдайте за тем, как Ваш ребенок делает свой выбор – это интересно! И пусть игрушки, которые он выберет, поставят Вас в тупик, пусть покажутся Вам ненужными, непрактичными, зато Вы наверняка узнаете что-нибудь новое о своем родном человечке!

И помните, как бы Вы ни старались, в доме все равно будут странные, непонятные Вам, и ненужные игрушки. Ну, и пусть! Никчемные, на первый взгляд, их всегда можно приспособить в игре! Моя дочь выбрала из чудовищного пластмассового набора фигурок, которые изображали празднование дня рождения девочки, почетное кресло именинницы и, по детской своей наивности, использовала сей трон в качестве горшка для пупсика:) Вот так! И я думаю, у любой мамы таких примеров целая куча!

И еще, мне не раз доводилось слышать, что современных школьников интересуют только телевизор и компьютер. Так вот, по-моему, это не так! Я уверена, что ни один человек не откажется от честного, интересного и живого общения. Было бы с кем! Помните, как у Юнны Мориц: «Ах, было б только с кем поговорить!» И не находите, странно: был ребенок с живыми интересами, потом вдруг, ни с того, ни с сего, его стали интересовать только компьютерные игры? А потом, ребенок вырос, и опять стал полноценным членом общества с общечеловеческими ценностями? Так что ли? По-моему, так не бывает...

Всего Вам доброго и удачи в общении с детьми!

P.S. Не могу удержаться, чтобы не рассказать еще один, подсмотренный мною, случай. К детям он имеет отношение очень косвенное, зато к игрушкам – самое прямое!
Так вот, в тот же раз, когда я выбирала пресловутую лейку для дочери, в магазине стояли двое ребят. Студенты, курс первый-второй. Они выбирали кому-то подарок на день рождения, судя по всему, сверстнику. Они ходили по магазину и, вдруг, остановились рядом со мной.
- Смотри, - говорит один, - какая игрушка!
- А что это? – отзывается другой.
- Пень!
- А это у него что?
- Щепка. Дерево спилили, оно упало, а на пне щепка такая осталась... – и тут они начинают хохотать так, что трудно было остаться равнодушной.
С ними смеялись все, даже серьезные, оставшиеся еще со времен СССР, продавщицы. И, знаете, они купили этот пень в подарок, сообщив продавщице, что эта игрушка гениальна! И у меня не было сомнений в том, что их подарок станет «гвоздем вечера»!

Там действительно был пень. Мягкий такой, улыбающийся пенек:) Я тоже, честно говоря, видела подобную игрушку впервые.

Жили-Были. Лена Лебедева.